На этот и другие вопросы, связанные с особенностями постановки звука, отвечает в своём материале логопед Школы 360 Оксана Витальевна Солоненко.
Сколько занятий нужно, чтобы поставить звук? Долго ставить звуки — это нормально?
Первое, что надо знать родителю – работа над звуками всегда индивидуальна. Здесь не работает принцип “А нашей соседке звук “Р” за 2 занятия поставили! Поставьте и нам за 2″.
Вначале нужно проделать большую предварительную работу: подготовить мышцы языка, губ, щек (массажем или артикуляционной гимнастикой); научить ребенка правильно дышать, а также слышать нужный звук, отличать его от других, различать правильное и неправильное произношение.
К чему надо быть готовым, если у ребенка дизартрия?
Дизартрия – это нарушение органического характера на уровне нервной системы. Его нельзя исправить быстро.
При дизартрии возможны откаты назад в периоды длинных выходных и на каникулах, после болезней. Даже если два-три дня не повторять материал дома, ребенок быстро теряет навыки. Во многом коррекция зависит от индивидуальных компенсаторных возможностей организма ребенка. То есть коррекция звуков может продлиться и полгода, и год, и два, при тяжелой степени – всю жизнь.
Ускоряет сроки триада:
- Лечение
- Занятия с логопедом
- Ежедневное закрепление дома
Без закрепления дома ничего не получится, ребенок продолжит говорить невнятно.
Если же у ребенка нарушено только звукопроизношение и нет органических нарушений, то в этом случае звуки исправляются быстрее.
Сколько же занятий потребуется?
Исследования ученых показывают, что новая привычка у человека формируется в течение 60 дней. Произнесение звуков – это привычка ставить губы, зубы, язык определенным образом.
Если говорить о 60 уроках с логопедом без участия родителей в процессе коррекции (занятия 2 раза в неделю без пропусков), то процесс займет почти 8 месяцев, то есть целый учебный год! И это при условии, что было нарушено 2-6 звуков.
Если мы говорим о 60 днях ежедневного труда родителей совместно с логопедом – это 3-4 месяца работы, включая время на подготовку речевого аппарата к произнесению звука.⠀
Чтобы ещё ускорить этот процесс, я всегда работаю над несколькими звуками сразу (С и Л, Р и Ш, например).
В процессе постановки звука не стоит ждать от логопеда волшебства, но совместные усилия учителя и родителей значительно преумножат результат и помогут ребёнку.