Педагог-логопед Школы 360 Оксана Витальевна Солоненко подготовила полезный материал для родителей младших школьников.
"Игра — движущая сила познавательного, мыслительного и речевого развития учащихся младшего школьного возраста. Привычная домашняя обстановка и интересные задания на развитие разных сторон речи будут очень полезны детям, особенно в период, когда учиться уже совсем не хочется."
В каждом классе начальной школы существуют важные ступеньки в развитии речи, преодолевая которые, учащиеся не будут испытывать трудности в устных и письменных работах.
Очень важно научить детей определять правильный образ буквы, соотносить письменную и печатную букву. Эти умения предупреждают развитие оптической дисграфии, когда ребенок путает буквы, близкие по начертанию. Можно предложить следующую игру «Memory».
ПОДГОТОВКА: вместе с ребенком смастерить небольшие карточки — 33 печатные буквы и соответствующие им 33 письменные. Для красочности можно вырезать карточки из цветной бумаги или проявить фантазию и раскрасить.
ХОД ИГРЫ: карточки раскладываются в произвольном порядке, изображением вниз. Участники по очереди открывают сначала одну карту, затем другую. Если изображение печатной буквы совпадает с письменной — карточки забирает участник хода. Если изображения не совпадают, карточки кладутся на свое место и ход переходит к другому игроку. Важно запоминать расположение карточек и к концу игры набрать как можно больше пар букв!
Еще одна трудная тема для некоторых учащихся — слоговой анализ и постановка ударения в слове. Игры, направленные на эту важную часть в развитии речи, помогут избежать ошибок на письме. Для отработки можно усовершенствовать всеми любимую игру «Слова».
ХОД ИГРЫ: участники по очереди называют слова на последнюю букву слова предыдущего участника. В начале игры устанавливается фильтр для слов — называем слова, в которых два слога,три слога и т.д.; называем слова, в которых ударение падает на первый слог, на третий слог и т.д. Когда эти варианты игры хорошо усвоены детьми, совместите два условия — называем слова, в которых два или три слога и ударение падает на первый слог.
При чтении текстов многим детям свойственно «недочитывание» предложений в тексте, опущение окончаний в словах или фразах. От этого понимание текста значительно затрудняется и приносит множество проблем на уроках литературного чтения или русского языка. Для профилактики можно поиграть в игру «Скажи, стоп, когда я скажу неправильно».
ХОД ИГРЫ: берется любой небольшой текст. При чтении, взрослый намеренно недочитывает окончание слова, неправильно употребляет падежное окончание в словосочетании («красный елка»), опускает слово совсем. Задача ребенка — внимательно слушать взрослого и, заметив ошибку, сказать слово «стоп». Далее ребенок произносит верный вариант слова и текст читается дальше. Поверьте, дети будут удивляться и смеяться, когда услышат, как нелепо со стороны звучит такая речь.Обратите внимание школьника, как важно медленно и вдумчиво читать каждый слог и каждое слово, чтобы не потерять смысловую ниточку текста.
Очень важно развитие эмоционального аспекта, особенно при чтении. Наверняка вам знакома такая проблема: «Мой ребенок читает так монотонно и однообразно, что мне хочется заснуть. Я совсем не вникаю в суть того, что он произносит». Игры на развитие невербальных средств выразительности речи позволяют развить изменение интонации, тембра, темпа речи при чтении, позволяют придать речи нужную окраску и живость. Всей семьей можно устроить дома инсценировку!
ХОД ИГРЫ: берется любой текст, в котором несколько действующих лиц. Распределяются роли, распечатывается текст на каждого героя. Каждая роль прочитывается и обсуждается: Какое настроение у героя в данный момент? Что он чувствует? Как мимикой показать его удивление? и т.п. Потом происходит несколько репетиций чтения своих ролей и общая, генеральная. Для красочности можно вместе подготовить реквизит и костюмы, устроить настоящее представление для бабушек и дедушек или показать друзьям в скайпе. Здесь очень важен пример взрослых, не стесняйтесь выражать все свои эмоции и использовать все ваши театральные способности!
Не менее важным этапом развития речи является устная связная речь —то, как дети умеют выстроить свое высказывание, соблюдать структуру, вести мысль. Вместо обычного пересказа предложите детям — «Поиграй вместе с автором».
ХОД ИГРЫ: в начале игры выбирается рассказ. Далее происходит чтение — может читать взрослый или сам ребенок. В определенном моменте рассказ прерывается и ребенку предлагается продолжить по своему усмотрению. Фантазия не ограничивается одним абзацем: можно включить новых героев, отправить их в путешествие и играть в эту игру на протяжении целой недели. Для самых активных можно предложить записывать на диктофон кусочки и собрать в конце целый рассказ, и, возможно, когда-то выпустить его в тираж!
Речевые игры с использованием творческих приемов позволяют непроизвольно для ребенка повысить уровень связной речи. Увлечь ребенка с пользой для речевого развития можно с помощью изобразительного творчества. Предлагается определенная тема, например, — «Мое настроение».
Ребенок рисует иллюстрацию на заданную тему — это может быть конкретное изображение, цветовые пятна и т.д. Используйте разные материалы, включите фоном приятную музыку — пусть атмосфера, окружающая школьника в момент творчества, благоприятно воздействует на его психологическое состояние. Через некоторое время сядьте вместе с ребенком и побеседуйте с ним: Что ты изобразил на этом рисунке? Что обозначает эта часть? Почему ты использовал именно этот цвет? Постарайтесь не перебивать школьника, лишь в конце напоминая ему об ответе полным предложением или задавая наводящие вопросы для уточнения высказывания. Такие приемы позволяют подготовиться к письменным работам — например, сочинению по картине или заданной теме.
Любите своего ребенка, играйте с ним, показывайте свой речевой пример —и он будет радовать вас и себя!