![](https://xn---360-43d3dhx2g.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/10/sznAUaSA4sc.jpg)
Педагог-логопед Школы 360 Оксана Витальевна Солоненко подготовила полезный материал для родителей младших школьников.
"Игра — движущая сила познавательного, мыслительного и речевого развития учащихся младшего школьного возраста. Привычная домашняя обстановка и интересные задания на развитие разных сторон речи будут очень полезны детям, особенно в период, когда учиться уже совсем не хочется."
![](https://xn---360-43d3dhx2g.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/10/tT66tecFh-k.jpg)
В каждом классе начальной школы существуют важные ступеньки в развитии речи, преодолевая которые, учащиеся не будут испытывать трудности в устных и письменных работах.
Очень важно научить детей определять правильный образ буквы, соотносить письменную и печатную букву. Эти умения предупреждают развитие оптической дисграфии, когда ребенок путает буквы, близкие по начертанию. Можно предложить следующую игру «Memory».
ПОДГОТОВКА: вместе с ребенком смастерить небольшие карточки — 33 печатные буквы и соответствующие им 33 письменные. Для красочности можно вырезать карточки из цветной бумаги или проявить фантазию и раскрасить.
ХОД ИГРЫ: карточки раскладываются в произвольном порядке, изображением вниз. Участники по очереди открывают сначала одну карту, затем другую. Если изображение печатной буквы совпадает с письменной — карточки забирает участник хода. Если изображения не совпадают, карточки кладутся на свое место и ход переходит к другому игроку. Важно запоминать расположение карточек и к концу игры набрать как можно больше пар букв!
![](https://xn---360-43d3dhx2g.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/10/rvy9IWoTwKk.jpg)
Еще одна трудная тема для некоторых учащихся — слоговой анализ и постановка ударения в слове. Игры, направленные на эту важную часть в развитии речи, помогут избежать ошибок на письме. Для отработки можно усовершенствовать всеми любимую игру «Слова».
ХОД ИГРЫ: участники по очереди называют слова на последнюю букву слова предыдущего участника. В начале игры устанавливается фильтр для слов — называем слова, в которых два слога,три слога и т.д.; называем слова, в которых ударение падает на первый слог, на третий слог и т.д. Когда эти варианты игры хорошо усвоены детьми, совместите два условия — называем слова, в которых два или три слога и ударение падает на первый слог.
![](https://xn---360-43d3dhx2g.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/10/F_73qVjj3i4.jpg)
При чтении текстов многим детям свойственно «недочитывание» предложений в тексте, опущение окончаний в словах или фразах. От этого понимание текста значительно затрудняется и приносит множество проблем на уроках литературного чтения или русского языка. Для профилактики можно поиграть в игру «Скажи, стоп, когда я скажу неправильно».
ХОД ИГРЫ: берется любой небольшой текст. При чтении, взрослый намеренно недочитывает окончание слова, неправильно употребляет падежное окончание в словосочетании («красный елка»), опускает слово совсем. Задача ребенка — внимательно слушать взрослого и, заметив ошибку, сказать слово «стоп». Далее ребенок произносит верный вариант слова и текст читается дальше. Поверьте, дети будут удивляться и смеяться, когда услышат, как нелепо со стороны звучит такая речь.Обратите внимание школьника, как важно медленно и вдумчиво читать каждый слог и каждое слово, чтобы не потерять смысловую ниточку текста.
![](https://xn---360-43d3dhx2g.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/10/ajyyaHo8kE8.jpg)
Очень важно развитие эмоционального аспекта, особенно при чтении. Наверняка вам знакома такая проблема: «Мой ребенок читает так монотонно и однообразно, что мне хочется заснуть. Я совсем не вникаю в суть того, что он произносит». Игры на развитие невербальных средств выразительности речи позволяют развить изменение интонации, тембра, темпа речи при чтении, позволяют придать речи нужную окраску и живость. Всей семьей можно устроить дома инсценировку!
ХОД ИГРЫ: берется любой текст, в котором несколько действующих лиц. Распределяются роли, распечатывается текст на каждого героя. Каждая роль прочитывается и обсуждается: Какое настроение у героя в данный момент? Что он чувствует? Как мимикой показать его удивление? и т.п. Потом происходит несколько репетиций чтения своих ролей и общая, генеральная. Для красочности можно вместе подготовить реквизит и костюмы, устроить настоящее представление для бабушек и дедушек или показать друзьям в скайпе. Здесь очень важен пример взрослых, не стесняйтесь выражать все свои эмоции и использовать все ваши театральные способности!
![](https://xn---360-43d3dhx2g.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/10/g72AlCwhp6Q.jpg)
Не менее важным этапом развития речи является устная связная речь —то, как дети умеют выстроить свое высказывание, соблюдать структуру, вести мысль. Вместо обычного пересказа предложите детям — «Поиграй вместе с автором».
ХОД ИГРЫ: в начале игры выбирается рассказ. Далее происходит чтение — может читать взрослый или сам ребенок. В определенном моменте рассказ прерывается и ребенку предлагается продолжить по своему усмотрению. Фантазия не ограничивается одним абзацем: можно включить новых героев, отправить их в путешествие и играть в эту игру на протяжении целой недели. Для самых активных можно предложить записывать на диктофон кусочки и собрать в конце целый рассказ, и, возможно, когда-то выпустить его в тираж!
![](https://xn---360-43d3dhx2g.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/10/mbPnFPeU8rM.jpg)
Речевые игры с использованием творческих приемов позволяют непроизвольно для ребенка повысить уровень связной речи. Увлечь ребенка с пользой для речевого развития можно с помощью изобразительного творчества. Предлагается определенная тема, например, — «Мое настроение».
Ребенок рисует иллюстрацию на заданную тему — это может быть конкретное изображение, цветовые пятна и т.д. Используйте разные материалы, включите фоном приятную музыку — пусть атмосфера, окружающая школьника в момент творчества, благоприятно воздействует на его психологическое состояние. Через некоторое время сядьте вместе с ребенком и побеседуйте с ним: Что ты изобразил на этом рисунке? Что обозначает эта часть? Почему ты использовал именно этот цвет? Постарайтесь не перебивать школьника, лишь в конце напоминая ему об ответе полным предложением или задавая наводящие вопросы для уточнения высказывания. Такие приемы позволяют подготовиться к письменным работам — например, сочинению по картине или заданной теме.
Любите своего ребенка, играйте с ним, показывайте свой речевой пример —и он будет радовать вас и себя!