Слово «каллиграфия» происходит от греческих слов kalós и grafí — «красиво» и «пишу» и считается видом изобразительного искусства. Именно объединение рисунка и письма стоит в основе каллиграфии. Говоря «официальным» языком, это художественное средство отображения текстовой информации. Появление каллиграфии уходит истоками в Древний Китай и Японию. В этих странах и сегодня развито искусство каллиграфии. Это искусство имеет древние традиции.
Каллиграфия – тонкое и сложное искусство. Чтобы написать ровно и красиво, необходимо овладеть этим искусством. Если не получится с первого раза, придется начать заново. Каллиграфия не терпит исправлений. Буквы должны быть ровными, четкими, с красивым наклоном и правильным соединением.
Стоит отметить, что красивый и ровный почерк – это не только приоритет ученика начальной школы. Каллиграфию осваивают дети более старшего школьного возраста, подростки и даже взрослые. Это интересное занятие, способствующее развитию множества разных и важных факторов человеческого организма.
С помощью занятий каллиграфией развивается внимание, улучшается память, мышление, ориентация в пространстве. Каллиграфия существенно улучшает мелкую моторику рук, а значит развивает мозг человека.
Многие ученые отмечают взаимосвязь моторики с развитием речи. Так, например, Мария Монтессори – итальянский врач и педагог, известная своей уникальной педагогической системой, в основу которой легла идея свободного воспитания, считала, что малыш начинает быстрее говорить, если его пальчики лучше развиты, что напрямую связано именно с моторикой. И это одна из причин, по которой каллиграфию начинают осваивать дети именно младшего школьного возраста.
Выдающийся русский психиатр, психолог, невропатолог Владимир Михайлович Бехтерев был также уверен в тесной взаимосвязи развития речи с движением рук. Это мнение разделял и отмечал в своих работах педагог Василий Александрович Сухомлинский, говоря о том, что «мастерство в детской руке» показывает ум ребенка.
Многие учащиеся испытывают сложности с правильным и красивым написанием. Школьной программы не хватает для полноценного освоения этого навыка. Необходимо время, систематические тренировки, выполнение множества практических упражнений, наработка привычки писать правильно, сохраняя все условия каллиграфического письма. Поэтому дополнительные занятия будут способствовать не только лучшему развитию, но и закреплению навыка каллиграфии.