Школа 360

Мама, я боюсь математику!

Математика — один из самых сложных предметов в школе. У некоторых детей страх перед ней входит в привычку настолько, что превращается в математическую тревожность. Что делать родителям, чтобы помочь ребенку?

Математическая тревожность — это эмоциональное напряжение, беспокойство или даже страх, которые мешают человеку совершать обычные арифметические операции и другие действия с числами, а также решать математические задачи. Конечно же, все это будет влиять на успеваемость по математике.

Почему дети начинают бояться математики?

Страх перед любыми манипуляциями с числами – вычислением примеров, решением уравнений, задач — постепенно может сформировать математическую тревожность: есть исследователи, которые считают, что она есть у 70 процентов школьников. 

Если не помочь ребенку в школе преодолеть страх перед математическими операциями, то математическая тревожность останется с ними на всю жизнь. Они будут испытывать стресс в любой ситуации, где нужно будет считать – например, в магазине или в банке. И, конечно, будут стараться обходить стороной любые манипуляции с цифрами и никогда не станут работать экономистами, социологами или финансистами. 

Математическая тревожность начинает развиваться уже в младшем школьном возрасте, достигает своего пика в средней школе и выравнивается к ее окончанию. Такая тенденция связана с повышением общей тревожности в переходном возрасте, а также с индивидуальными способностями. По статистике, в 10 лет своим любимым школьным предметом математику называют гораздо больше детей, чем в 16 лет. Причина может быть в том, что в средней школе уроков математики (соответственно, и заданий) становится все больше, а сами задания сильно усложняются.

Как помочь младшему школьнику?

  1. Ходите в магазин за продуктами и готовьте вместе. Ребенок может подсчитывать, какие продукты в каком количестве надо купить, и попробовать прикинуть, сколько будет стоить вся покупка. А в рецептах всегда много числовых значений и соотношений.
  2. Задавайте вопросы о времени по часам. Спрашивайте, сколько осталось до какого-то часа/события (выхода из дома, начала передачи) или сколько времени прошло после какого-то события (после завтрака, после возвращения домой и т.д.)
  3. Заучивайте с ребенком простые числовые комбинации, например, номера телефонов. Домашний бабушки, мобильный папы. Можно начать с первых цифр, которые ребенок обязательно должен набрать сам.
  4. Поиграйте в «угадай количество». Сделайте небольшие «кучки» из карандашей, конфет или монеток и дайте ребенку возможность угадать количество предметов в «кучке». Делайте это вместе. Победит тот, кто назовет самое близкое к истинному число.  
  5. Играйте во время прогулки или поездки. Считайте все красные машины, встречающиеся на пути, играйте в «угадай количество» (например, деревьев на аллее), считайте двойками-тройками-пятерками количество птиц в парке. Попробуйте вместе подсчитать, сколько времени понадобится на дорогу, если ехать с определенной скоростью.
  6. Включайте в досуг математические настольные игры. Такие игры, как «7на9», «Цветариум», «Турбосчет», «Много-Много» и многие другие, помогут весело провести время и улучшить навыки счета.

Конечно, панацеи от страха пока не придумали, но важно помочь школьнику не перейти в состояние постоянной тревоги. Для этого учителям и родителям можно развивать любовь к предмету у ребенка, поощрять его за успехи и не ругать за неудачи, а детям — помнить, что математика, пусть она и царица всех наук, не такая страшная, какой кажется на первый взгляд.

Прокрутить наверх

Задать вопрос

Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно ч.4 ст.9 152-ФЗ

Записаться на экскурсию

Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно ч.4 ст.9 152-ФЗ

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Подробнее о cookie.

Записаться на диагностику психолога

Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно ч.4 ст.9 152-ФЗ

Записаться на собеседование с логопедом

Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно ч.4 ст.9 152-ФЗ

Записаться на фронтальную диагностику

Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно ч.4 ст.9 152-ФЗ

Записаться на собрание

Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно ч.4 ст.9 152-ФЗ